Участники локальных войн достойно выполнили интернациональный долг, доказав верность воинской присяге, Родине. Новосергиевец Н. Н. Барсуков – один из тех, кому довелось служить в Афганистане.

18.02.2021

Родом Николай Николаевич из Козловки.
– Мои друзья один за другим уходили в армию, а меня никак не брали. Военком мне говорил: «Не торопись, парень, про тебя не забыли», – вспоминает Николай Николаевич.
Шёл второй год ввода наших войск в Афганистан. Повестку из военкомата Н. Н. Барсуков получил практически одновременно с дипломом Покровского училища № 55.
Николая Николаевича призвали в армию в июне 1980 года. Формировалась специальная команда водителей. Необходимы были призывники с правами. У него они были. Сначала его отправили в Ашхабад, а потом в Небит-Даг, затем – в Афганистан.
Полгода он учился водить тяжёлые машины по пересечённой местности, стрелять и ползать по-пластунски.
– Это была отличная школа, – говорит ветеран боевых действий. – Мы учились водить машины не хуже каскадёров. Спустя некоторое время привыкли к местному климату, когда днём стоит жуткая жара, а ночью до костей пронизывает холодный ветер.
Самолётом Н. Н. Барсукова вместе с солдатами перебросили в Кабул. На тентованном «Урале» их, первогодков, отправили в Баграм. Служил в отдельном батальоне материального обеспечения. Он развозил грузы по базам, раскиданным по городам Афганистана.
– В моей кабине всегда лежал либо автомат, либо ручной пулемёт, – говорит ветеран боевых действий. – Бывало, что нам приходилось туго, тогда уже вызывали по рации подкрепление с блокпостов или «вертушки». Редкий рейс не обстреливали из горной гряды. Слава Богу, всё обходилось, правда, бывало, что борта пробиты или же пулями изрешечена бочка.
Как рассказал Н. Н. Барсуков, в Афганистане трассы между городами были покрыты асфальтом. А машину можно было сломать, подъезжая от кишлака к кишлаку. Очень осторожно пересекали перевалы, особенно Саланг.
Летом находились в командировках три дня, а зимой – до недели. Убирали дороги с помощью советской афганской техники. Также помогали местные крестьяне.
– Бывало и такое. Проезжаем мимо, они стоят, дружелюбно улыбаются, машут руками. А потом через несколько километров из-за глинобитного забора, огораживающего жильё, как стрельнут по нам! – вспоминает афганец.
Такая вот автоматная очередь угодила в бензовоз Николая Николаевича. Не растерявшись, бросив руль, он сразу же выстрелил в ответ. Его «Урал» занесло, он остановился буквально перед самой пропастью!
– Знаете, я был в шоке, – признаётся ветеран. – Придя в себя, не спеша, вышел из кабины. Навстречу мне подбежал наш перепуганный взводный, обнял и сказал: «Да, Николай, видно, ты в рубашке родился! Мы уж все подумали, тебя больше нет…»
Бывшие афганцы из года в год собираются вместе, чтобы вновь вспомнить своих товарищей, не вернувшихся с войны, обсудить наболевшие проблемы и найти правильное решение.
– Афган никогда не забудется. В памяти его зной, когда выползали из накалившихся палаток на сорокоградусную жару и радовались ей, как прохладе. В ушах стоит гул «вертушек», привозивших на блокпосты самое дорогое, что могло быть там, за Гиндукушем, – письма от близких. И увозивших в ответ наши – в одном конверте по пять-шесть штук, потому что их не хватало. Письма ребят затем уже рассылали по адресам наши родные.
Есть у меня мечта: вернуться хотя бы ненадолго в Баграм, в свой батальон, встретиться с товарищами, многое вспомнить, – говорит Н. Н. Барсуков.

Поделиться в соц. сетях