В юбилейный год, посвящённый первому полёту в космос нашего советского человека, мы говорим не только о Ю. А. Гагарине, но и о других значимых для нас космонавтах. Одним из таких является В. М. Комаров. Его имя носят улицы в нашем районе.

11.03.2021

Владимир Михайлович – советский лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно), инженер-полковник. Командир первого в мире экипажа советского космического корабля, причём сразу из трёх человек. Дважды летал на первых кораблях нового типа: «Восход-1» и «Союз-1». Первый человек, побывавший в космосе дважды. Первый человек, погибший во время полёта в космос.
В. М. Комаров после школы поступил в первую Московскую спецшколу ВВС, которую окончил в июле 1945 года.
С 18 июля 1945 года стал курсантом Сасовской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года – курсантом Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков.
В июле 1946 года был переведён в Батайское военное авиационное училище имени А. К. Серова, после окончания которого, в 1949 году, начал службу лётчиком-истребителем.
27 октября 1952 года был переведён в город Мукачево Закарпатской области на должность старшего лётчика, где служил до августа 1954 года.
После этого успешно окончил первый факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
С 1959 года Владимир Михайлович занимает должность помощника ведущего инженера и испытателя. Занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно в то время комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила ему новую секретную испытательную работу.
В отряде космонавтов
После прохождения медицинской комиссии 7 марта 1960 года В. М. Комаров был зачислен в отряд космонавтов, проходил общекосмическую подготовку. По её окончании, сдав выпускные экзамены, был официально назначен космонавтом Центра подготовки космонавтов, после чего начал подготовку к полёту на космических кораблях «Восток» и «Восход».
В июне 1962 года заменил Григория Нелюбова, отстранённого от подготовки, в качестве дублёра пилота «Восток-4». В августе этого же года был дублёром пилота «Восток-4» Павла Поповича.
9 октября 1964 года решением Госкомиссии Владимир Михайлович назначен командиром основного экипажа «Восхода-1».
Первый полёт
Свой первый космический полёт В. М. Комаров совершил 12-13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход-1» вместе с космонавтами К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полёт без катапульт и скафанд­ров. Также первый раз была применена система мягкой посадки.
Итоговая длительность полёта составила 24 часа 17 минут 3 секунды, за это время корабль совершил 16 витков вокруг Земли.
За успешное выполнение полёта экипажу было присвоено звание Героев Советского Союза со вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй полёт
В августе 1966 года было принято решение, что В. М. Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром был назначен Юрий Гагарин.
Полёт «Союза-1» проходил с многочисленными нештатными ситуациями. Из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей запуск «Союза-2» был отменён, а В. М. Комарову приказали совершить досрочную посадку.
На конечном этапе спуска корабля на Землю отказала парашютная система, не вышел основной парашют спускаемого аппарата, а стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в степной пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области, полностью разрушился и загорелся.
Как сообщало ТАСС 25 апреля 1967 года, течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте лётчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля.
24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость.
Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова.
На месте гибели у села Карабутак Адамовского района Оренбургской области возведён памятник.

Поделиться в соц. сетях